Городские прогулки
о чем говорит город
на языке искусства
с Анастасией Черниковой
Онлайн маршрут
"Городские прогулки"
ОНЛАЙН ПРОГУЛКА
Каждый маршрут - уникальное путешествие, которое позволяет погрузиться в городское пространство, посмотреть на город глазами художников.
Перед вами текстовое описание реальных точек маршрута, а также видео и фото материалы, которые создадут авторскую атмосферу.

Начните свое путешествие прямо сейчас!
Путь героя этого маршрута ­— это движение к свободе и вдохновению, наполняющее пустоту звуками жизни. Маршрут наполнен каскадом эмоциональных переживаний, как джаз, передающий особую пульсацию чувств.
Герой-созерцатель, чувствующий пульс жизни, душу города, его голос через звуки природы, погружается в прошлое города, которое на мгновение оживает и делает слышимыми голоса улиц и жителей. Откровение города приводит к озарению, которое дарит герою ощущение полета.
Научиться летать
В отзвуках джаза
Пролог

Шум мегаполиса, суета, динамика и наконец парк. Место отдыха и умиротворения в самом центре Челябинска. Вокруг лес и вековые сосны. При входе раздается механический звук аттракционов, сразу после — детский смех. По мере движения гул затихает. Проходим чуть дальше и остаемся наедине с природой. Остаемся наедине с собой.

Вокруг снова лес и вековые сосны, а за ними нечто похожее на пруд. Нет…кажется, это карьеры. Да, точно они! Искусственно созданные, однако настолько гармонично дополняющие лесное пространство. Случайный мазок художника, который завершил всю композицию.

Дует легкий ветерок, нарушающий лесное спокойствие. Из-под воды виднеются стройные водоросли. Вокруг поют птицы. Карьер заливается необычным звуком. Что это? Кажется, проплывают утки. Одна, вторая, третья, сразу пять. Утята небрежно плетутся друг за другом, преодолевая высокий каменистый подъем. Такое невозможно забыть...

Слышны тихие разговоры. На невысоком склоне сидит компания мальчишек. Через мгновенье несколько женщин, кажется, обсуждают погоду. Снова мгновенье и вот на этом месте совсем пусто. Самое время занять его и погрузиться в историю, о которой сегодня расскажет сама художница.

Глава I. Карьеры в парке Гагарина
Глава I. Карьеры в парке Гагарина
Для меня это очень родное место. Здесь есть все то, что просит душа. Здесь красивая природа, живописный ландшафт. Здесь я погружаюсь в воспоминания. В свое детство. Тогда для меня были важны аттракционы, игрушки, веселье, но сейчас я понимаю, что и тогда, и сейчас меня тянуло к природе, лесу, к карьерам.
Именно здесь находится дерево, с которым я ощущаю сильную связь, оно для меня будто живое. Однажды я услышала фразу, которая очень сильно откликнулась мне. «Деревья воспринимают реальность как сон». Хочется погрузиться в этот сон…
Деревья для нас — это загадочные существа. Когда находишься с ними наедине, начинаешь чувствовать характер каждого, такой необычный диалог. Еще интересно как они воспринимают реальность, как воспринимают людей. Хочется просто послушать их, вдохновиться, затем послушать себя. Понять, что в это время рождается в собственной фантазии.
Еще часто у деревьев видны корни. Они прямо на поверхности (что странно, ведь растут на гранитных камнях). Ощущается их связь и сила. Бурлящая жизнь. Удивительно.
Вокруг прекрасное пение птиц. Интересно, что у нас в городе очень богатое разнообразие птиц. Птицы же, они как люди. Такая простая, но глубокая мысль. У них семьи, взаимоотношения и именно лес их дом. Всегда интересно побывать в гостях, особенно в таких.
Однажды, гуляя по лесу, я увидела интересную находку — это был платок, который висел на ветке. У него была воздушная фактура, в принципе он мало походил на платок, т.к. птицы приспособили его для своих нужд. Пуховая фактура с красной окантовкой. Платок не слился с природой полностью, но стал ее частью в естественной среде. Будет очень интересно, если вы его тоже найдете, может, с помощью него для вас тоже что-то откроется.

Глава II. Улица Пушкина
Глава II. Улица Пушкина
Улица Пушкина пролегает с севера на юг, параллельно улице Свободы. Начинается с пересечения с улицей Труда и заканчивается, пересекаясь с улицей Плеханова. Ее общая протяженность составляет 1.400 метров.

На улице сохранилось несколько зданий дореволюционной застройки, в том числе объекты культурного наследия регионального значения. Самый первый из них, расположенный на перекрёстке с улицей Труда (ул. Пушкина, 1), называют особняком Данцигера, по имени первого владельца. Он построен в 1910-1912 годы по проекту А. А. Фёдорова. Архитектурно-декоративными доминантами этого здания являются пятигранная полубашня, арочные проёмы окон, шпили. На северном и западном фасадах сохранились барельефные отливки, которые изображают головы крылатых богинь в растительном обрамлении. Есть также изображения древнегреческого бога Гермеса, который считается покровителем торговли. Уцелела и декоративная отделка интерьера здания. В кабинете, гостиной и столовой потолки украшены широкими лепными бордюрами. Сохранились и двуполые двери с накладным декором в стиле модерн, встроенные платяные шкафы, изящные латунные ручки дверей.
Через пять лет Данцигер покинул город, продав дом одному из представителей семьи Высоцких — чайных магнатов.

Неподалёку (ул. Пушкина, 5) находится одноэтажный каменный дом Егорова, где до революции располагалась частная типография.
Напротив него, в глубине квартала, стоит здание синагоги (ул. Пушкина, 6Б), построенное в 1905 году и отличающееся оригинальной архитектурой — углы восточного фасада акцентированы небольшими куполами, что не соответствует канону. Фасад украшен высокими арочными окнами с красивыми витражами. В советские годы здесь располагались протезные мастерские и склад.

Остальная часть улицы Пушкина застроена в основном многоэтажными домами в стиле «сталинского ампира».
Имя поэта носит ещё один объект на улице Пушкина — первый на Урале (второй в СССР) двухзальный кинотеатр в стиле конструктивизма. Профиль поэта на фасаде появился только в начале 90х годов, после реставрации. Нижние помещения кинотеатра занимает театр-студия «Манекен». Уютное, камерное место.

Глава III. Бар «ФортеПьяно»
Глава III. Бар «ФортеПьяно»
Исторический центр города. Старинные фасады. Яркие вывески. И вот, одна из них приковывает внимание. ФортеПьяно. Заходим внутрь и снова. Исторический центр. Кирпичные стены. Ажурные лампы. Арочные окна. Лепнина. Кажется, чего-то не хватает. Где же эта недостающая часть? В углу стоит винтажное фортепиано.
Помню где-то читала…
«Создатели ищут для заведения пианино. Готовы купить какое-нибудь немецкое или чешское, с историей...».
Видимо, нашли.
Вокруг множество звуков. Голоса людей, звенящая посуда, смех, музыка. Здесь постоянно играет музыка, конечно, преимущественно джаз. Клавесин, контрабас, саксофон, барабаны — все играют в одной гармонии и создают завораживающий звук. Ты закрываешь глаза и погружаешься в этот мир, куда не доносятся никакие другие звуки, только бесконечные импровизации, которые кажутся бесконечными.
Через мелодию и ритм музыка прописывает собственную историю. Историю любви, счастья, жизни. Слышно все то, что наполняет душу счастьем и умиротворением.
Погружаясь вглубь пространства, можно увидеть небольшой дворик. Уютный дворик с яркой иллюминацией и, кажется, домашними скамейками. Музыка здесь играет не так громко. Чуть дальше еще тише. Ощущение, что ты уже не часть этого музыкального потока, ты его двигатель. Ты сливаешься с этим потоком, прислушиваясь и проживая каждую ноту. Ты включаешься в эту особую пульсацию. В ритм джаза.
Глава IV. Трамвайная остановка/Трамвай
Глава IV. Трамвайная остановка/Трамвай
Едет трамвай. В трамвае едут 8 пассажиров. Трое сидят: двое справа и один слева. А пятеро стоят и держатся за кожаные вешалки: двое стоят справа, а трое слева. Сидящие группы смотрят друг на друга, а стоящие стоят друг к другу спиной. Сбоку на скамейке стоит кондукторша. Она маленького роста и, если бы она стояла на полу, ей бы не достать сигнальной веревки. Трамвай едет и все качаются.
В окнах проплывают Биржевой мост, Нева и сундук. Трамвай останавливается, все падают вперед и хором произносят: «Сукин сын!»
Кондукторша кричит: «Марсово поле!»
В трамвае входит новый пассажир, и громко говорит: «Продвиньтесь, пожалуйста!» Все стоят молча и неподвижно. «Продвиньтесь, пожалуйста!» — кричит новый пассажир. «Пройдите вперед, впереди свободно!» — кричит кондукторша. Впереди стоящий пассажир басом говорит, не поворачивая головы и продолжая глядеть в окно: «А куда тут продвинешься, что ли, на тот свет». Новый пассажир: «Разрешите пройти». Стоящие пассажиры лезут на колени сидящим, и новый пассажир проходит по свободному трамваю до середины, где и останавливается. Остальные пассажиры опять занимают прежнее положение. Новый пассажир лезет в карман, достает кошелек, вынимает деньги и просит пассажиров передать деньги кондукторше. Кондукторша берет деньги и возвращает обратно билет.
(Даниил Хармс «Едет трамвай. В трамвае едут 8 пассажиров…»).

Эпилог
На этом наше путешествие подходит к концу. Подумайте, какие эмоции вы сейчас испытываете? Узнали ли вы о Челябинске нечто новое и необычное? Стали ли вы тем путешественником, который заехал слишком далеко и увидел что-то, что невозможно забыть?

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website